Байкеры – не козлы!
27.07.2011
Вы думаете, что байкеры – это агрессивные, интеллектуально ограниченные, благоухающие потом и пивом, расписанные татуировками мужики в рогатых касках и верхом на черных «харлеях»?
Для человека, не очень дружащего даже с велосипедом, оказаться на настоящем байке, пусть и на заднем сиденье, и проехаться с ветерком по улицам Таллинна – настоящее приключение.
Вдвойне интересно оказалось не просто прокатиться с мотоковбоем-одиночкой, а поучаствовать в «прокатке» банды Santoverdo. Именно так совершенно официально называется MTÜ Santoverdo-banda. Поэтому автор будет употреблять это слово в тексте на полном серьезе и без всяких кавычек.
Почему банда?
Почему банда, а не клуб, рассказывает один из ее предводителей Роман Данченко, в «мирной» жизни специалист по компьютерам: «Мы не мотоклуб, потому что считаем, чтоклуб с его обязаловками, отчетами и официальностью попирает главное чувство любого байкера – свободу! Сантовердо-банда основана на равноправии каждого члена, уважает интересы каждого байкера страны и мира, всегда готова оказать помощь и содействие. Банда не занимается политикой, ничего не пропагандирует и не зависит ни от каких мото-ассоциаций».
Корреспондент «ДД» поинтересовалась, не было ли проблем с названием при регистрации, и оказалось, что они были, но не при регистрации, а в полиции. Увидев «цвета» банды (для перевода специфических байкерских терминов на общедоступный язык см. наш словарь), там предположили, что слово «банда» может подразумевать преступную организацию и пугать окружающих. «Мы попросили полицейских посмотреть наш сайт, и они сразу успокоились», – рассказывает Роман.
Байкерские будни
К разговору присоединяется Дмитрий Егоров, член банды, по профессии инженер-машиностроитель, работает на предприятии IPA: «Как нас только не называют: рокеры, байкеры, козлы... А мы – мотоциклисты! В Эстонской ССР мотодвижения не было, были только спортсмены, и несколько превратное представление о людях на мотоциклах пришло сюда из американского кино. Сейчас в Эстонии около 50 зарегистрированных мотоклубов, а в Польше, где народа в тридцать пять раз больше, всего пять клубов. И отношение людей к этому совсем другое».
Вот как раз тем, чтобы как можно больше людей поняли, кто они такие – люди на мотоциклах, и занимаются члены банды. Роман Данченко много общается с молодежью. «Я живу в Маарду и катаюсь с местными ребятами. Нас даже прозвали „маардуский чаптер“, – улыбается Роман. – В ближайшее время мы планируем съездить в детский дом в Кохтла-Ярве, привезти подарки, пообщаться. Мы уже созванивались, и теперь ждем, когда они смогут нас принять».
Цель – показать пример
В начале лета Дмитрий Егоров предложил товарищам прокатиться по замкам Эстонии, а потом родилась идея посвятить этот пробег памяти погибших на дорогах мотоциклистов. Так появилась акция «Дорога памяти 2011». Пюхтицы, Причудье, Лайузе, Алатскиви... Участники раздавали наклейки, рассказывали о своем объединении и о цели пробега. В Пюхтицком монастыре, где байкеры в коже и заклепках смотрелись весьма экзотически, их встретили очень тепло. «Мы решили, что первый пробег будет пробным: посмотреть, как народ отнесется, – объяснил цель банды Роман Данченко. – Народ удивлялся, что мы трезвые и что мы интересуемся музеями и памятниками старины».
Внимание к себе во время пробега банда привлекала не транспарантами и рекламой, а стройным и строгим движением в колонне. Они не нарушали правила и не превышали скорость. «Есть такая манера обучения – пассивная, – это реплика Дмитрия Егорова. – Не сбивать зеркала ногой, не бить стекла, а показывать своим примером, как вести себя на дороге».
Телодвижения во время движения
Сколько раз вы встречали одиноких мотоциклистов, рискованно лавирующих между автомобилями? Сколько раз видели толпу байкеров, идущих лавиной и не замечающих никого вокруг? Прямо скажем, страшноватое зрелище. Автору повезло проехаться на мотоцикле за спиной ведущего колонну Романа Данченко. И прямо скажем, кроме адреналина в крови появилось и чувство гордости. Потому что, как оказалось, вести за собой колонну – это настоящее искусство. Присмотритесь, когда встретите «правильную» колонну на улице или загородном шоссе. И особое внимание обратите на первого мотоциклиста. Вот он поднял левую руку вверх, и байки, только что шедшие в шахматном порядке, перестроились в колонну по одному. А вот он показал на асфальт справа от себя, предупредив остальных, что в дорожном покрытии выбоина. Вот особым движением он призывает увеличить скорость, чтобы без проблем пройти перекресток...
Значит, в дополнение к ПДД, существуют и неписанные правила для мотоциклистов? Роман Данченко утверждает: «Существуют, и они написаны кровью. Молодежь этих правил, к сожалению, не знает. А люди должны видеть не то, как ты режешь машины, мчишься по встречке или встаешь на заднее колесо. Да, эти фокусы привлекают внимание... Но когда идет колонна из десяти-пятнадцати мотоциклистов, это производит другое впечатление, правильное. И этому нужно учить».
С этим утверждением абсолютно согласен комиссар отдела охраны правопорядка Департамента полиции и погранохраны Рихо Тянак: «Говорить о том, что мотоциклисты на дорогах Эстонии недисциплинированны, было бы неверно. Довольно большая часть соблюдает правила дорожного движения, умеет избегать рискованных ситуаций и не создает проблем на дорогах. Такие мотоциклисты не привлекают особого внимания. Бросаются же в глаза именно те водители мотоциклов, которые снуют из ряда в ряд, не показывают перестроение, ведут себя на дорогах непредсказуемо – именно благодаря такому стилю вождения может создаться впечатление, что надо сторониться всех мотоциклистов».
Проверка на дорогах
Проблем на дорогах у байкеров сколько угодно, начиная от щебенки, которой посыпают дороги, на которых мотоцикл скользит сильнее, чем на гололеде. Члены Сантовердо-банды уверены: автомобилисты считают, что мотоциклист обязан подвинуться и уступить дорогу машине в любом случае. И иногда возникают такие опасные ситуации, когда байкер для спасения своей жизни обязан не только нарушать правила, но и совершать действия, которые полицией трактуются как хулиганство.
Роман Данченко приводит конкретный пример: «Было так. Я выезжаю на Питерское шоссе, еду по первой полосе, по второй – рейсовый автобус, а справа на шоссе выезжает машина. Но она едет не по полосе разгона, а сразу по моей и прижимает меня к автобусу. Я ударяю его ногой в заднюю дверь, он не слышит. Потом стучу в водительскую дверь, он не слышит... Он заметил меня, только когда я ему снес зеркало заднего вида. Да, можно сказать, что это хулиганство! А у меня другого выхода не было: или ложиться под автобус, или любой ценой обратить на себя внимание водителя. А ведь у меня мотоцикл не маленький, меня трудно не заметить!»
Да, мотоциклы – группа повышенного риска, и байкеры, конечно, не ангелы. «Часто слышу, как говорят о разбившихся мотоциклистах: погиб, так ему и надо! – восклицает Роман. – Это не по-христиански. И не пускать мотоциклиста в полосу тоже не по-христиански...» – «Мы беззащитны. Что для автомобиля вмятина, то для мотоциклиста – смерть!» – уверен Дмитрий Егоров.
Осторожность превыше всего
Как сообщила «ДД» главный специалист отдела безопасности дорожного движения Департамента шоссейных дорог Сирье Лиллеорг, по данным департамента, в2010 году в Эстонии было совершено 67 дорожно-транспортных происшествий с участием мотоциклистов, в которых погиблишестьи получилитравмы различной тяжести 76 человек. Из нихпо вине мотоциклистов произошло 36 аварий с двумя смертельными исходами и 43 участника движения травмировано. По факту 8 происшествий возбуждены уголовные дела. В этих авариях погибло 4 и ранено 3 человека.
За 5 месяцев текущего годасовершено 18 ДДП с участием мотоциклистов, в которых пострадало 20 человек, погибших нет. Из них по вине самих мотоциклистов совершено 10 аварий, пострадало 11 человек. По поводу трех ДДП ведется расследование.
Если подвести итог, то байкеры виноваты примерно в половине аварий. «Мы на дороге внимательнее автомобилиста раз в триста. А когда я с пассажиром еду, то и в пятьсот», – утверждает Роман. Конечно, с нулями он несколько переборщил, но, проехав в течение нескольких часов за его спиной, автор чувствовала себя вполне комфортно и вернулась домой в целости и сохранности, несмотря на скорость и виражи, которые закладывала на поворотах Honda Valkyrie Романа.
Байк – это навсегда
Член Сантовердо-банды Дмитрий Егоров на мотоцикле семнадцать лет. И это доказательство того, что покупка мотоцикла не равна покупке билета в одну сторону. Хотя им и пережито три тяжелых и с десяток легких ДТП, но все это случилось в юности, а теперь Дмитрий говорит: «Наша цель – ездить безопасно и долго, а не быстро и коротко». Дмитрию вообще свойственна афористичность высказываний. Поэтому в конце нашего рассказа о банде Сантовердо блиц-интервью с Дмитрием, которое, по мнению автора, комментариев не требует.
– Можно сказать, что мотоциклисты – особый народ?
– Да, конечно.
– А в чем его особость?
– Это не лечится.
– Мотоцикл – это хобби?
– Это параллельный мир.
– Кто вы для пешеходов?
– Все равно – рокеры и козлы!
Словарь «ДД»:
МС– произносится «эм-си», мотоклуб.
Цвета– эмблема, нашитая на спину байкерской куртки или жилетки. Цвета обычно состоят из трех частей: название, логотип и страна или город.
Чоппер– мотоцикл с удлиненными рамой и передней вилкой.
Чаптер– филиал мотообъединения, открытый на другой территории и состоящий не менее чем из шестичеловек.
Автор - Вера Копти